Григорий Пасько, The Moscow Times
Группа российской интеллигенции, включая и меня самого, обратилась к западным лидерам с предложением ввести мораторий на экстрадицию российских граждан, разыскиваемых московскими властями. Начиная с 2005 года, мы наблюдали многочисленные и безуспешные попытки экстрадировать бывших служащих компании «ЮКОС», бежавших за границу. Судьба тех, кто, к несчастью, оказался-таки в российских тюрьмах, стала вполне очевидной в последние годы.
Был период, когда многим показалось, что внеправовое преследование и истязания в тюрьмах уйдут вместе с острой стадией противостояния ЮКОСа и ряда российских высокопоставленных чиновников. Но этого не случилось. За делом Михаила Ходорковского последовали уголовные преследования Михаила Гуцериева, Евгения Чичваркина, Алексея Козлова, Яны Яковлевой, Николая Максимова и Андрея Бородина, чьи предприятия были захвачены коррумпированными чиновниками или государственными компаниями.
Российские суды, прокуратура, спецслужбы, пенитенциарная система приспособились устранять оппонентов существующего политического режима путем коммерческих споров, рэкета и выдвижения обвинений против невиновных людей. Единственное, чего не удалось достичь этой системе – это осуществления правосудия в соответствии с законодательством и международными конвенциями.
В то время как у россиян мало возможностей повлиять на ситуацию, это не значит, что возможностей нет и у зарубежных органов юстиции. У них есть выбор, удовлетворять или нет запрос из России на экстрадицию.
Мы твердо верим, что, удовлетворяя российские запросы на экстрадицию, зарубежные власти становятся соучастниками жестокого обращения, с которым сталкиваются эти люди у себя на родине. Лишь одно можно сказать наверняка: 99,7% всех уголовных дел в России заканчиваются обвинительным приговором.
Условия содержания 800.000 заключенных в России больше напоминают пытки, люди умирают как ещё до начала слушаний в суде (один из последних примеров – Андрей Кудояров, директор московской школы), так и вследствие того, что были умышленно лишены экстренной медицинской помощи (как недавно скончавшийся вице-президент ЮКОСа Василий Алексанян). Это сотни россиян, которым был вынесен смертный приговор ещё до суда.
Мы надеемся, что наша кампания против экстрадиции в Россию на сайте Noextradition.info не только привлечет внимание мировой общественности к нехватке справедливого суда в России, но и предотвратит превращение западных чиновников в марионеток в руках коррумпированных сотрудников правоохранительных органов России.
Григорий Пасько – журналист, которого Amnesty International признала узником совести во время его лишения свободы в 1997-2003.