It soon will be half a year since the former president of Bank of Moscow Andrey Borodin was ousted out of the country through the use of all means of influence available to the state – ranging from the unprecedented persecution in the media to unwarranted initiation of a criminal case; while one of the leading Russian banks that he headed was taken over overnight in the most unfriendly way by the state-owned bank VTB. Why did this happen? The response of sceptics is simple: Borodin should not have run towards the high-speed train, he should not have confronted the state, even if the state is involved in raids, and you feel that you are right. Might makes right.
The story, which happened with the Bank of Moscow, is very simple. Following the resignation of Luzhkov a tasty piece of cake was left in sight, which the authorities decided to eat. Even if by violating the law. And they ate it, disregarding all the conventions. Who cares about the rights of minority shareholders? And why, for example, worry about the fact that, being by 85% a state structure, VTB simply had no legal right to participate in the privatization of Bank of Moscow, and the chosen privatization scheme through the Central Fuel Company was conducted with an obvious violation of law. What law is there to talk to about, when much in the country is still decided through a telephone call from above?
Read full article in Russian here.Stringer
Вот уже скоро стукнет полгода, как, из страны с использованием всех имеющихся у государства средств воздействия – от беспрецедентной травли в СМИ до необоснованного заведения уголовного дела – был выдавлен за границу бывший президент «Банка Москвы» Андрей Бородин, а возглавляемый им один из ведущих российских банков поглощен в одночасье самым недружественным образом государственным банком ВТБ. Почему так произошло? Ответ прожженных скептиков прост: не стоило Бородину бежать навстречу скоростному поезду, не надо было противостоять государству, даже если оно занимается банальным рейдерством, а ты чувствуешь за собой правоту. Против лома нет приема.
История, произошедшая с Банком Москвы, проста до неприличия. После отставки Лужкова на самом виду остался лакомый кусок пирога, который власть решила съесть. Пусть даже с нарушением закона. И съела, наплевав на все условности. Какие там права миноритариев? И зачем, например, морочиться по поводу того, что, будучи на 85% государственной структурой, ВТБ просто не имел законного права участвовать в приватизации «Банка Москвы», а выбранная схема приватизации через ЦТК прошла с явным нарушением закона. Какой к черту закон, когда многое в стране до сих пор решается по телефонному звонку сверху?
Бородин же считал иначе, думал, наверное, что закон превыше всего. Стал выступать против реализации плана захвата банка, своего детища, и жестоко поплатился за это. Государство на него обрушило весь имеющийся у него арсенал спецсредств для «закрытия личности».
Важная роль в дискредитации Бородина была отведена СМИ, приближенным к власти. Отрабатывая заказ, пресса и телевидение с огоньком взялись за дело. Элегантно выдавая белое за черное, они с упоением распространяли наветы на Бородина и его команду. Особенно в этом рвении отличились Первый канал, телеканалы «Россия» и НТВ. Вы спросите: а не голословные ли это утверждения? Где доказательства, что журналистские материалы, репортажи и расследования, порочащие «Банк Москвы» и его топ-менеджеров были в свое время организованы по звонку или, упаси господи, за деньги? Неужели есть документы, подтверждающие то, что Бородина и компанию «мочили» на голубом экране по заказу Мэрии и руководства ВТБ?
Оказывается, есть. Все, как известно, со временем становится явным.
Недавно я наткнулся в Интернете на распечатку телефонного разговора неких К. и С. Осведомленные злые языки однозначно утверждают, что это – глава банка ВТБ Андрей Костин и его советник по пиару Александр Будберг. Время действия – конец февраля нынешнего года. Повод для разговора – выходящая в эфир вскоре программа на телеканале НТВ, порочащая репутацию Бородина. Конечно, разговор давнишний, но весьма показательный в плане подхода к делу, который, думается, и сейчас остался прежним.
Вот такие «независимые», с позволения сказать, у нас СМИ. Прямо как-то нехорошо. С другой стороны, и власть выглядит в данном случае недостойно. Налицо явный политический заказ из Мэрии по дискредитации Бородина, причем безо всяких комплексов и с полосканием грязного белья. Это недвусмысленно утверждает советник Костина Александр Будберг, сказавший, что по поводу выпуска заказного телесюжета «команда идет из мэрии, я не думаю, я это просто знаю». То есть от Собянина. При этом сам пиарщик ВТБ проявляет исключительную осведомленность о содержании будущего телефильма. Вкупе с репликамии Андрея Костина все это свидетельствует о том, что руководство ВТБ принимало непосредственное участие в подготовке телепрограммы. При этом надо уточнить: на тот момент председателем наблюдательного совета банка ВТБ, без которого не решались никакие важные вопросы, в том числе, по такому деликатному вопросу как поглощение Банка Москвы, являлся вице-премьер России, министр финансов РФ Алексей Кудрин. Он, несомненно, тоже был в курсе.
Отчего же такие важные государственные мужья, как Собянин, Кудрин и Костин опустились до столь недостойного их дела – черного пиара? Думаю, догадаться несложно. Есть реальный политический заказ на моральное уничтожение Бородина и других бывших руководителей Банка Москвы. А заказ надо исполнять, в том числе, с помощью черного пиара. На войне все средства хороши.
Казалось бы, нашумевшая история с «Банком Москвы» должна сойти на нет, ведь операция по рейдерскому захвату практически завершилась: наиприбыльнейший банк взят и с ним можно делать все что угодно – вплоть до объявления его банкротом с дальнейшей аферой по его спасению с участием государства. Как говорится, если звезды зажигаются, это кому-то нужно. Но история не завершается. В чем дело? А вот в чем. Бывший президент «Банка Москвы» Андрей Бородин не молчит, пытаясь защитить свою деловую репутацию, задает неудобные вопросы типа: а куда делись деньги в размере 103 миллиардов рублей? Почему они не поступили в бюджет Москвы в результате сделки по выкупу ВТБ у города его доли в «Банке Москвы»?
И начинается выдвижение новых обвинений-небылиц в адрес Бородина, и снова дается команда «фас» СМИ. Выходит заказной сюжет на Первом канале, а в данный момент вовсю стряпается заказуха для пятничного вечернего эфира НТВ. Кто заказчики? Кто заказывает музыку? Да, как и прежде, те же государственные люди – кураторы политического заказа по моральному уничожению бывшего руководства «Банка Москвы» – Собянин, Кудрин и Костин.
Антон Правдин