31 января 00:05 | Сергей Миненко, Марина Лепина
Следственные органы России вновь попытаются вызвать на допрос Елену Батурину в качестве свидетеля по делу Банка Москвы. Чтобы получить возможность пообщаться с супругой экс-мэра столицы Юрия Лужкова, следственный департамент МВД подготовил обращение к властям Австрии, где сейчас живет Батурина. Ее нежелание являться в российскую столицу объяснимо — побывавший недавно на допросе другой свидетель по делу Банка Москвы, киприот Джордж Филиппидес утверждает, что подвергся жесткому прессингу со стороны следователей и готовит сейчас обращение в суд.
Филиппидес руководит кипрской фирмой One World, управляющей активами концерна «Инвестлеспром» — в незаконных сделках с акциями этого крупнейшего в стране лесопромышленного холдинга сейчас также подозревают руководителей Банка Москвы Андрея Бородина и Дмитрия Акулинина. Как уже сообщали «МН», следователи считают, что в ходе сделки по «Инвестлеспрому» банку был нанесен ущерб в размере $199 млн.
Как объяснил «МН» сам Филиппидес, он приехал в Россию для урегулирования конфликта между «Инвестлеспромом» и Банком Москвы. Бизнесмен собирался встретиться в столице с нынешним президентом банка Михаилом Кузовлевым, но того не было в стране, и встреча не состоялась (они лишь поговорили по телефону). А 20 января в его номер в столичном отеле «Ритц» явились сотрудники полиции.
Как рассказал «МН» адвокат Филиппидеса Кристос Клеридес, полицейские сразу отобрали у киприота мобильный телефон. В номере был произведен обыск — полицейские изъяли компьютер и оригиналы привезенных документов, утверждает адвокат. По его словам, «обыск проходил в унизительной форме», бизнесмену «угрожали». Затем Филиппидеса увезли в ближайшее отделение полиции, где допрашивали в течение семи часов. По его словам, вопросы касались денег, которые должны Банку Москвы те компании, которыми управляет Филиппидес, и в частности «Инвестлеспром». Вечером бизнесмена, не привыкшего к общению с российскими правоохранителями, выпустили, и на следующее утро он улетел на Кипр. Там он обратился за помощью в Российско-кипрскую деловую ассоциацию и к своим адвокатам. Теперь он намерен обжаловать действия российских правоохранителей.
«На допросе выяснилось, что задержали его по информации, полученной из Банка Москвы, — утверждает Клеридес. — То есть кредитор, который находится в споре со своим должником, использовал такую «террористическую» тактику, чтобы надавить на него». Адвокат сообщил, что защита Филиппидеса сразу направила письмо в адрес Кузовлева. «В своем ответе Кузовлев заметил, что допрос — это всего лишь «рутинная процедура», а Филиппидес просто «впал в истерику», — рассказал Клеридес.
В Банке Москвы отрицают факт обращения за «поддержкой» к правоохранителям. О визите Филиппидеса никому не сообщалось, заявила «МН» представитель пресс-службы банка Ольга Анищенко. «Но если он намеревался решать «конфликтные вопросы» в связи с «Инвестлеспромом», то нет ничего удивительного в том, что следователи решили побеседовать с ним в связи с уголовным делом по факту хищений акций этого холдинга», — считает она. При этом в Банке Москвы отметили, что будут всеми законными способами добиваться возмещения понесенного ущерба.
В свою очередь в Следственном департаменте МВД РФ «МН» сообщили, что Филиппидес явился добровольно и был допрошен в качестве свидетеля. «В ходе допроса он рассказал об оказании услуг администрации Банка Москвы и о своих взаимоотношениях с Бородиным и Акулининым. Он ответил на вопросы, интересующие следствие, а дополнительную информацию обещал предоставить в ходе своего следующего визита в Россию, — заявил собеседник «МН». — По месту его пребывания действительно был проведен обыск в рамках уголовного дела. В ходе него изъяты два мобильных телефона и некоторые документы, свидетельствующие о деятельности Банка Москвы, а также его руководителей Бородина и Акулинина. Все изъятые вещи приобщены к материалам дела». Представители следствия подчеркивают, что удивлены заявлениями адвокатов Филиппидеса, поскольку «как в процессе следственных действий, так и по их окончании никаких жалоб и ходатайств от Филиппидеса не поступало».
Однако очевидно, что повторно побеседовать с киприотом будет еще сложнее, чем вызвать на допрос Елену Батурину, которая проходит свидетелем по другому делу экс-руководителей банка Бородина и Акулинина. Их, напомним, обвиняют в содействии выдаче кредита компании «Премьер Эстейт» на сумму 12,76 млрд руб. под залог имущества, ликвидность которого ставилась под сомнение. На эти деньги, как утверждает следствие, «Премьер Эстейт» приобрел 58 га земли на западе Москвы у компании «Интеко», которая в тот момент принадлежала Батуриной. А деньги, полученные от этой сделки, позже якобы оказались на ее личных счетах. Экс-мэр столицы Юрий Лужков уже побывал на допросе в качестве свидетеля по этому делу, а вот его супругу следователи уже четырежды пытались к себе пригласить, но каждый раз безрезультатно.
Как говорил «МН» адвокат Алексей Мельников, представляющий интересы Лужкова и его жены, «Батурина приедет на допрос, когда повестка будет доставлена ей в соответствии с законами РФ и международными нормами». До сих пор же, по его словам, правоохранители нарушали нормы УПК, регламентирующие порядок вызова свидетелей, находящихся за пределами РФ. «Это должно происходить только через компетентные органы страны, где проживает человек, в данном случае — Австрии, — заявил Мельников. — УПК гарантирует явившемуся по вызову лицу 15-дневный иммунитет от предъявления обвинения, задержания и избрания меры пресечения, позволяя беспрепятственно покинуть Россию».
Вчера в Следственном департаменте МВД РФ «МН» сообщили, что подготовили соответствующее обращение к австрийским властям. Ранее же этого не происходило, поскольку следствию не было известно местонахождение Батуриной, и документы направлялись по месту ее работы, в адрес ЗАО «Интеко», уточнили там. Как заявил другой адвокат Батуриной Александр Аснис, недавно его подзащитная направила письмо в Следственный департамент, в котором сообщила свой адрес в Австрии. «И если порядок будет соблюден, она готова обсуждать день, когда она сможет прибыть на допрос», — сказал он. По его словам, тот факт, что Батурина сама направила в МВД сообщение о своем адресе, свидетельствует о том, что она не намерена уклоняться от вызова на допрос.